В пeриoд пoлуфaянсa (в нaчaлe XIX вeкa), когда еще не было крупных сервизов, преобладали отдельные предметы, необходимые в повседневной жизни: тарелки, миски, супницы, чашки, и особенно кувшины. По сравнению с майоликовым, полуфаянсовый кувшин был округлее и с маленьким сливом. Очень декоративно украшались квасники и кумганы — разновидность кувшина, но с более сложной конструкцией. Мастера собирали их из нескольких частей. Отличались они дисковидным туловом, состоящим из двух соединённых краями чаш. Только у кумгана тулово литое, а у квасника — с отверстием в центре, как у бублика. Первоначально их использовали для кваса, отсюда и название. Украшались они очень разнообразно и богато налепными глиняными фигурками и росписью. Фантазии мастера не было границ! Из-за обилия декоративных элементов эти изделия постепенно перешли в разряд сувенирно-подарочной посуды. Подарки из фарфора были желанными для многих русских семей.
Особняком стояли в Гжели так называемые «бронзовые» изделия, выделявшиеся золотистой росписью по жёлтому фону. Их автор – Афанасий Леонтьевич Киселёв, талантливый мастер и один из первых основателей фаянсового производства в Гжели. Почти десять лет он потратил на усовершенствование фаянса, не уступавшего по своим техническим свойствам лучшим российским керамическим фабрикам. Киселёв освоил все возможные техники декорирования керамики: рельеф, цветные поливы, живопись, люстр (роспись под золото, медь и серебро). «Бронзовые» изделия стали настоящим раритетом, так как выпускали их совсем недолго – в 1820–1830–е годы.
Со второй четверти XIX века в истории гжельской керамики начинается период расцвета фаянса. Фаянс дороже, чем майолика и полуфаянс, этот материал считается предшественником фарфора. Дешёвую и доступную керамику выпускают из майолики и полуфаянса, а заказные изделия для богатых покупателей теперь производят именно из фаянса. Более тридцати фабрик Гжели занимаются выпуском изделий из фаянса, но только одна из них — фабрика Тереховых и Киселёва допускается к участию во Всероссийских промышленных выставках. На первой такой выставке в 1831 году, заводчиков Тереховых и Киселёва награждают нарядными кафтанами. В это же время появляются большие сервизы Гжель, выполняющиеся на заказ из тонкого фаянса. Делятся они на четыре вида, в зависимости от строго определённого количества предметов: малый — 90 предметов, средний — 172 предмета, большой — 184 предмета и «полный комплект» — 238 предметов. В них обязательно входят тарелки, суповые чаши, салатники, соусники, маслёнка, горчичница. К середине века мастера освоили производство фаянсовых чайных сервизов Гжель, которые имели тонкие стенки. Они стоили достаточно дорого, поэтому позволить себе их могли состоятельные покупатели.
В XIX веке Гжель стала одним из основных поставщиков посуды для трактиров. Для различных кушаний создавались блюда разной формы и размера: для жаркого, для рыбы, для пирога и т.д. Редкостью были рыбные лотки – овальной формы сковородки, в которых запекали различную рыбу и подавали на стол. Длина лотков колебалась от полуметра до полутора. Производство такой крупногабаритной посуды было сложным и дорогостоящим, поэтому заводчики не спешили с выпуском больших партий.
Кстати, если вам нужна посуда из Чехии интернет-магазин можем рекомендовать проверенный временем, называется Leander-Serviz. Там можно найти и заказать качественный фарфор в том числе и коллекцию Гжель.