Куда свернул украинский зерновой экспорт — Максим Мартынюк — УкрАгроКонсалт

Нe прoxoдит и нeдeли, чтoбы мнe не задали вопрос: какие рынки для украинской продукции сельского хозяйства являются основными? Кто наш ключевой торговый партнер?

На фоне исторических изменений в международной торговой конъюнктуре, которые происходят в последние месяцы, эти вопросы приобрели характер превалирующих.

С другой стороны, интерес вовсе не праздный для страны, которая одна из немногих в мире способна продать половину выращенного урожая и где АПК формирует 40% валютной выручки (по итогам первого полугодия 2018 г. агропродукция обеспечила 37% всего экспорта на 8,6 млрд долларов). Превалирующая доля в аграрном экспорте приходится на зерновые культуры поэтому рынки сбыта этой категории для нас особенно важны.

У меня есть устоявшееся мнение, что «ключевой торговый партнер» – это не константа. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на географическую структуру украинского зернового экспорта в ретроспективе.

Итак, в 2000 году топ-10 покупателей украинского зерна (совокупно по основным культурам) выглядел вот так:

На первом месте неожиданно Беларусь, куда была продана пятая часть всего зерна, страны арабского мира и в первой тройке покупателей – Кипр, который в данном случае является скорее юридическим, чем фактическим пунктом назначения. К слову, в этом же 2000 году зерно на $2,9 млн или 2,3% экспорта было отправлено в адрес другого оффшора – Британских Виргинских Островов.

Теперь посмотрим на итог недавно завершившегося сезона:

Как видим, за 18 лет ТОП-5 стран-покупателей поменялся полностью, а из партнеров почти двадцатилетней давности осталось только трое – Саудовская Аравия, Израиль и Нидерланды, существенно изменившие свой удельный вес.

В промежутке между этими датами украинская зерновая торговля несколько раз кардинально меняла свой вектор и «ключевого партнера».  

В начале нулевых Украина активно продавала зерно в Испанию. В 2002 году на эту страну пришлась четверть всего украинского зернового экспорта (25,4% или $253,5 млн). В 2003–2010 гг. на первом месте с большим отрывом закрепилась Саудовская Аравия, чья доля в экспорте колебалась между 11,2–40,8% (пиковое значение было достигнуто в 2007 году).

А в 2011 году Египет, купив зерна на более чем полмиллиарда долларов (15,5% всего зерноэкспорта), вышел на первое место в списке покупателей и остается на нем до сих пор.

Надолго ли?

В 2014 году впервые в ТОП-10 импортеров, сразу на четвертом месте, появляется Китай. За год в КНР было отгружено зерна на $370 млн – в основном кукурузы.

Со следующего сезона Китай уже не покидает первую тройку покупателей, а за первое полугодие 2018 года туда было поставлено зерна на $329,821 млн или 10,1% всего экспорта.  

За 20 лет Украина существенно диверсифицировала рынки сбыта. Если в 2000 году на первую тройку покупателей приходилось 43,4% всех поставок, то сейчас ТОП-3 формируют всего 27,9% объема торговли. Я считаю это очень здоровой тенденцией, так как события в недавней истории Украины показали, как опасно монопартнерство в торговле.

При этом как для новых, так и для уже устоявшихся торговых партнеров требования надежности и порядочности контрагента остаются, разумеется, абсолютным приоритетом. К счастью, Украина не давала поводов для нареканий.

 

Новое Время

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.